Блог о башкирских нефтяниках (bashneft) wrote,
Блог о башкирских нефтяниках
bashneft

Categories:

Уфимский НПЗ: так все начиналось.

Руслан ЮСУПОВ

Развертывание нефтепромысла в районе Ишимбаево в 1932 выдвинуло неотложную стратегическую задачу строительства в республике нефтеперерабатывающих заводов. А это, в свою очередь, открывало широкие перспективы появления в Башкирии химической, нефтехимической и строительной отраслей.




В июле 1933 года Совет труда и обороны СССР вынес постановление о строительстве железной дороги Уфа – Ишимбаево, а уже в сентябре следующего года в Ишимбаево прибыл первый эшелон с цистернами. Строительство Ишимбаевского нефтепромысла велось теперь более быстрыми темпами.

Но еще до строительства завода в Ишимбаево было ясно, что он не сможет один выполнять масштабные задачи, стоявшие перед республикой, и 1 апреля 1935 года СНК БАССР принял постановление №392 о строительстве нефтеперегонного завода в Уфе (ныне Уфимский НПЗ).



Первые попытки строительства в Башкирии нефтеперерабатывающие мощности известны еще с XVIII века, когда было получено разрешение Берг-коллегии на возведение завода для «производства осветительных масел». Но первым настоящим, в современном понимании, нефтеперерабатывающим заводом стал Уфимский НПЗ.

Первые предложения по расположению будущего завода обкомом отклонялись – оказывалось слишком далеко и затратно. В ходе споров в качестве основной площадки под строительство была определена «площадка, отведенная для строительства аэродрома в Черниковке» (из протокола №67 заседания Бюро Башкирского Областного Комитета ВКП (б) от 25 февраля 1935 года). И уже 14 июля в Башкирском обкоме утверждают решение большого совещания при Промотделе, из которого становится понятно, насколько важным проектом того времени было строительство крекинг-завода в Уфе. Так, например, руководители Башавтодора, обещают, что уже «15 августа будет сдан в эксплоатацию (так в оригинале – прим. авт.) шоссейную дорогу от Черниковки до площадки строительства нефтеперегонного завода». И в этом же пункте секретариат обязывает Уфимский горсовет организовать сплошное автобусное движение по маршруту: Уфа – строительная площадка.

По проекту предусматривалось введение нескольких очередей Уфимского «Крекинг-завода» (первое название УНПЗ) с окончанием всей стройки в 1939 году и возможностью переработки до 80 процентов добываемой в Башкирии нефти. В технологическую схему первой очереди были включены АВТ-1, установки риформинга и каталитического крекинга, обеспечивающие максимальный отбор светлых продуктов от исходного сырья. К концу декабря 1936 года предстояло, в основном, завершить строительство второй очереди: комбинированной установки, установки вторичной перегонки, сернокислотной и газоочистки. Из перечисленных важнейшей была комбинированная установка фирмы «Луммус» (США). Ее отличительные особенности – компактность и, в то же время, большая мощность – до 1 млн тонн сырой нефти в год.
«История науки и техники», №2, 2005



В то время Башкирия не имела квалифицированных инженерно-технических кадров, строительных и монтажных рабочих, способных обеспечить сооружение современных нефтеперерабатывающих производств. Поэтому, на строительство предприятия наркоматом тяжелой промышленности было направлено 27 инженеров в 1935 году, а в 1936-м году – 49 инженеров и техников.
Основная же масса рабочих прибыла на стройку из городов и деревень республики и ряда областей путем организованного набора. На 1 января 1936 года коллектив Уфимской строительной конторы треста «Башнефть» состоял из 1641 человека, а к 1 сентября на стройке трудилось уже 3613 человек, в том числе 3008 рабочих. Их быту придавалось, судя по имеющимся документам, колоссальное значение - на территории строительства были организованы телеграфная и почтовая связь, газетный киоск, пошивочная и сапожная мастерские, парикмахерская и даже книжная лавка с последними новинками на русском и башкирском языках. Были построены хлебные лавки, три точки продажи товаров народного потребления. Повсюду предлагалось организовать торговлю фруктовыми водами и квасом. За всем этим хозяйством следил специальный уполномоченный, в обязанности которого входил контроль за бесперебойной деятельностью лавок, киосков, парикмахерских.
Медицинский пункт крекинг-завода был оснащен за счет санитарного блока строящегося неподалеку моторного завода. Оттуда же по распоряжению Обкома перевели на стройку крекинг-завода «квалифицированных санработников», и особым пунктом отметили: «...обеспечить представление специального помещения и необходимого инвентаря (мебели) а также квартиры для врача». Были выделены средства на полное обеспечение медпункта аптечками и необходимыми лекарствами. А сама Черниковка обзавелась райсоветом (до этого — сельсовет), были организованы ясли и детский сад.
В 1936 году был выполнен большой объем строительно-монтажных работ, несмотря на то, что основными инструментами являлись топор, лопата, лом и тачка. Фактически вручную, с применением элементарных технических приспособлений производился монтаж первых установок.
Низкая квалификация большой части строителей, отсутствие у них опыта строительства подобных производств, нехватка строительной техники и контроля за качеством работ, вынужденная замена недостающих материалов другими, не вполне отвечающими требованиям технического проекта – все это, конечно, сказалось, на качестве строительства и монтажа оборудования. Пробный пуск первой очереди завода выявил некоторые недостатки в строительстве и несовершенство технологии переработки. С учетом новых достижений науки и результатов пробного пуска первой очереди заново перерабатывался весь проект. Только на первой очереди завода в 1937 году нужно было произвести строительно-монтажных работ на 35 миллионов рублей – переделывались недоброкачественные работы на атмосферно-вакуумной трубчатке, риформинге, крекинге вторичной перегонки, очистных установках.
И все это дало необходимый результат – 20 июня 1938 года АВТ-1 Уфимского нефтеперерабатывающего завода выработала 117 тонн первого уфимского бензина, в июле того же года была пущена риформинг-установка. В 1938 году на УНПЗ было переработано 182,7 тыс. тонн нефти.
Основные работы в 1939 году были развернуты на объектах второй и третьей очереди: на комбинированной установке «Луммус», комплексе цехов высокооктанового бензина, водородном заводе, теплоэлектроцентрали. К крнцу 1940 года были закончены и полностью сданы в эксплуатацию АВТ-1, установка термического крекинга, риформинга, сернокислой очистки и вторичной перегонки. Новая комбинированная крекинг-установка «Луммус» была способна вырабатывать в 2 раза больше нефти, чем установка первой очереди.
Так, в 1940-м году на УНПЗ было переработано уже 620 тыс. тонн нефти.

При подготовке использованы:
«История науки и техники»№2, 2005;
Хурамшин, Т.З. «По нелегким дорогам жизни», М.2002.


Фото: Из архивов Национального музея РБ.
Tags: АВТ-1, Башнефть, Луммус, Уфа, Уфимский НПЗ, история, нефть, риформинг
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments